В большинстве своем автолюбители являются и меломанами, по этой причине для них очень важно наличие в транспортном средстве улучшенного качества звука, который генерирует бортовая аудиосистема. Решение данной проблемы требует внедрения расширений, а также доработок стандартных заводских систем.
Допустимым вариантом является и создание персональной системы, основанной на высококачественных и современных компонентах. В любом случае оптимальным становится применение на практике TME продуктов, собранных в рамках группы Car Audio.
Аудиосистемы для авто
Последние годы прошлого столетия все выпускаемые автомобильные аудиосистемы были нацелены на генерирование звука, но без повышенного внимания к его качественным характеристикам. Производимые модели были ориентированы на обслуживание магнитофонных кассет, CD-дисков, а позже на работу с DVD и звуками, записанными в разных форматах, включая Wave и MP3.
Как показывает практика, многие разработчики такой техники не рассматривали избирательность, а также чистоту звучания в качестве приоритетной категории, но существовали и отступления от такой позиции. Однако, зачастую производители транспортных средств оснащали выпускаемые автомобили простыми и доступными по цене акустическими системами или техникой не самого высокого качества.
Появление такого тренда, как HighEnd-вые системы Hi-Fi от хорошо себя зарекомендовавших компаний премиум-класса с мировым именем, стало новой вехой развития автомобильных аудиосистем. Новые технологии позволили разработать высококачественные системы, среди которых следует отметить SONY (Ford), Harman Kardon (BMW) или Bang & Olufsen (Audi).
В настоящее время ценители качественного звука в процессе комплектования транспортного средства среднего- или люкс-класса предпочитают применять добавочные аудио-пакеты. Такие форматы, реализуемые за дополнительные денежные средства, являются гарантией получения среднего, высокого или очень высокого качества звука.
Тем не менее, многие почитатели чистейшего звука, очень часто бывают не полностью удовлетворены известными системами, которые выпускаются под маркой премиум-класса. В этой ситуации на помощь могут прийти профессионалы специализированных отраслевых мастерских Car Audio.
В редких случаях меломаны, обладающие определенными познаниями и финансами, выполняют указанные улучшения своими руками. Необходимо отметить, что специальные знания невероятно важны, что обусловлено очень высокими показателями технической сложности новых аудиосистем для транспортного средства, а также большим количеством предложений, представленных на рынке.
Необходимость замены аудиосистемы в авто: тип и устройство систем, их основные компоненты и качество звука
Аудиосистемы — это особая архитектура, представленная магнитолой или современного типа мультимедийной станцией, главным усилителем для поддержки низко-тонового сабвуфера, высоко-, средне- и низко-тоновых динамиков (вуферов), сабвуфером в виде отдельного преобразователя, который отвечает за наиболее низкие басы, кабелями и аксессуарами, дополнительным оснащением в виде антенн, звукоизоляционных материалов, дистансеров и т.д.
Каждым из составляющих элементов выполняется важная внутрисистемная роль, оказывается влияние на качественные характеристики музыкального звука. Одни компоненты значительны и хорошо слышимы, а для других характерно не слишком большое влияние на свойства и качество звука.
Главный усилитель
Таким важным компонентом обуславливается функционированием преобразователей для получения высококачественного звучания и лучшего его контроля/управления. Главным усилителем обеспечиваются требуемые показатели громкости аудиосистемы, а также «поддержка» крупноразмерных и высокомощных динамиков.
Таким образом, можно отметить, что данный элемент существенно влияет на качественные характеристики звука, по этой причине выбирать усилитель следует грамотно и внимательно.
Аудиофаилы должны воспроизводиться с минимальным искажением всех воспроизводимых музыкальных сигналов, с получением существенного воздействия на конечные показатели тембра и динамику звука. Оптимальным вариантом является использование высококачественного усилителя, который имеет встроенного типа звуковой процессор (Digital Sound Processor).
Тем не менее, меломаны-любители в автомобиле часто обращают внимание при прослушивании музыки именно на сильные басы и подтягивание средних тонов. Самостоятельно выбирая главный усилитель, целесообразно обратить внимание, как на качественные показатели, так и общее число каналов, которые могут поддерживаться системой.
Именно указанный параметр обуславливает число подключаемых к системе приемников. К числу самых популярных вариантов последних лет можно отнести 4-х канального типа усилители для подключения пары секций динамиков, автомобильной магнитолы и малого или среднего сабвуфера.
Не менее важным аспектом выбора являются показатели мощности, соответствующие в полной мере уровню мощности динамиков (порядка 1/2 до 2/3 от указанной величины). Важно помнить, что превышение уровня мощности может стать причиной локального повреждения аудиосистемы или ее полного выхода из строя.
Автомобильная магнитола и эквалайзер
Заводское автомобильное оборудование – составная часть центральной консоли, оказывающая непосредственное влияние на эстетические свойства и дизайн интерьера. По этой причине замена указанного элемента зачастую взаимосвязана с желанием выполнить определенную перестройку консоли.
В ряде случаев автовладельцами просто приобретается более качественная модель, имеющая идентичные размеры, что гарантирует легкость установки системы внутри заводского кармана. Значимость автомобильной магнитолы состоит в воспроизводстве звука с различных носителей или посредством модулей для беспроводной связи.
Таким образом, характеристики автомагнитолы непосредственно влияют на качественные показатели звука. Важно отметить, что зачастую замена автомобильных динамиков дорогостоящими моделями с целью улучшения музыкального звучания не обеспечивает получение желаемого результата. Именно по этой причине специалисты Car Audio рекомендуют приступать к «улучшениям» с замены радиоприемника высококлассным и современным оборудованием.
Самые лучшие модели оснащает качественный привод, аналого-цифровой преобразователь, а также лазерная система для CD-дисков. Особое внимание следует уделить совместимостью этого оборудования с автомобильной системой, наличию отдельно выделенной регулировки звука, который направляется на сабвуфер.
В результате такой замены при сохранении заводских динамиков зачастую обеспечивает существенное улучшение качественных характеристик звучания. Достичь более ярко выраженного эффекта позволяет установка высококлассных и современных динамиков.
Автомобильные динамики
Корректная работа автомобильной магнитолы, а также максимально возможное высокое качество звучания, которое генерирует система Car Audio, невозможны без грамотного подхода, как к выбору, так и к установке динамиков.
В соответствии с диапазоном генерируемой частоты выделяются преобразователи низко-тонового, средне-тонового и высоко-тонового типа, но производителями транспортных средств зачастую используются также и широкополосные динамики, которыми в одновременном режиме способны охватываться все тона. Такой подход автоматически понижает качественные характеристики и уровень избирательности генерируемых звуков.
Стандартные низко-тоновые динамики оснащены мембраной Д. 25 см и более, средне-тоновые — Д. 13,0-16,5 см, а высоко-тоновые — не более 5 см. Для установки в транспортных средствах используются автомобильные динамики изолированного, а также соосного (двух- и трехполосные) типа.
Последний вариант — надстройка на большом низко-тоновом динамике еще одного средне-тонового динамика или сразу пары: в виде средне- и высоко-тонового динамика. Как показывает практика, готовые заводские комплекты обладают недостаточно высокой мощностью (эффективностью), и по этой причине способны генерировать звучание, имеющее среднее или низкое качество.
Низкая эффективность работы динамиков может быть обусловлена их неправильным выбором и расположением. Накопительный эффект любых ошибочных решений заключается в следующем: системой воспроизводятся преимущественно средние тона, без наличия технической возможности для генерации избирательных высоких тонов и низких басов.
Решение указанной проблемы вполне доступно. В первом случае исправляются ошибки созданием условий, позволяющих всем динамикам проявлять заложенный в них потенциал. Второй вариант решения проблемы состоит в выборе и приобретении новых преобразователей с более широкими возможностями.
Установка автомобильных динамиков
При самостоятельном выборе новых динамиков необходимо обратить внимание на подходящий диаметр. В настоящее время стандарт — это модели, имеющие диаметр 10 см, а также 13 см и 16,5 см. Важно, ориентируясь на модельные характеристики и место установки, грамотно определиться с монтажным дистансером, имеющим подходящий внутренний диаметр.
При этом, следует учитывать, что высокий уровень эффективности предполагает затрату значительных показателей мощности. Данный аспект нуждается в применении усилителя. Не менее значимый параметр выбора автомобильных динамиков — это глубина установки, а также место для монтажа.
Профессионалы в данной сфере рекомендуют не производить установку динамиков на задней полке и за передними сиденьями, что обусловлено риском нарушения нормального восприятия музыкального звучания. Такое ограничение обуславливается не только особенностью источников звука, но и конструктивной спецификой ушной раковины. Как показывает практика, оптимальным местом установки высоко-тоновых динамиков является передняя консоль.
Для средне-тоновых преобразователей идеальной станет установка на двери с хорошим уровнем звукоизоляции. Мощность басовых динамиков предполагает их установку в задней части транспортного средства. Монтаж автомобильных динамиков на металлических конструкциях требует обязательного применения дистансеров, изготовленных на основе MDF.
Такой вариант полностью исключает вибрационные воздействия, и при этом является более дорогим и максимально эффективным по сравнению с пластиковыми аналогами. Наиболее значимый параметр, учитываемый в процессе выбора новых автомобильных динамиков, – это коэффициент полезного действия преобразователя, который выражается в дБ/1 на Вт/1.
Указанным аспектом обозначается уровень громкости (показатель звукового давления), который формирует автомобильный динамик на расстоянии 100 см в условиях уровня мощности 1Вт. Измерение уровня звукового давления в соответствии с логарифмической шкалой, позволяет воспользоваться обозначением, согласно которому каждым приращением параметра на 1 дБ увеличивается громкость преобразователя на 35% (с сохранением уровня мощности).
Не менее значимы показатели уровня номинальной мощности, отображающие максимальную громкость преобразователя, а также максимальное количество электроэнергии, безопасно принимаемой динамиком.
Использование сабвуфера
Являясь одним из очень важных составляющих системы Car Audio, сабвуфер имеет внушительные размеры, форму ящика или тубы, и большого диаметра автомобильный динамик. Как правило, сабвуфер устанавливается в багажном отсеке транспортного средства, генерирует самые низкие тона, представленные басами.
В качестве питания используется многоканальный основной усилитель, но самые современные системы, особенно достаточно сложные, с очень высокими показателями КПД и мощности, оснащаются персональным усилителем.
При выборе сабвуфера нужно помнить, что его мощность должна быть ориентирована на показатели мощности усилителя, потому что указанный аспект относится к дополнительной нагрузке для аккумуляторной батареи.
Усилители, рассчитанные отдельно на средние и большие сабвуферы, прямо связаны с сильной позицией одноканальных устройств в виде моноблоков, достигающих высокого уровня стабильности в условиях низких импеданс (сопротивление на входе).
Указанными системами достигается наивысший уровень КПД по показателям тока в сочетании с «раскатистыми» басами. Существующие на сегодняшний день виды сабвуферов представлены тремя категориями в виде: маленьких маломощных динамиков (Ø 20-25 см и 100-200 Вт RMS), средних динамиков (Ø 30-35 см и 300-500 Вт RMS) и больших динамиков (Ø 38-40 см и 500 или более Вт RMS).
С конструктивной точки зрения доминирующим вариантом является система, имеющая один динамик. Менее распространены модели с парой динамиков. В последние годы в категории систем Car Audio предлагается множество современных разновидностей, включая bass-reflex, закрытые типы или band-pass.
Звукоизоляция дверей — первый шаг
Перед обустройством аудиосистемы следует озаботиться обеспечением надлежащей среды в салоне. Основой для этого станет обеспечение изоляции внутреннего пространства от шумов пространства внешнего. В самом начале обустройства звукоизоляции автомобиля владельцы стараются обеспечить непроницаемость для шума в районе дверей.
Чаще всего в качестве звукоизолирующих средств используются специальные плиты (маты), изготовленные из полимерных материалов. В целях обеспечения звукоизоляции внутреннего пространства автомобиля от внешних шумов (звука трения колес о дорожное покрытие, шума двигателя, звуков проезжающих большегрузных машин) применяются как материалы, отражающие звуковые волны, так и поглощающие их.
Последний эффект достигается за счет особой конструкции мата (наличие полостей или ячеек внутри материала). В основном звукоизоляция изготавливается из полимеров на основе полиэтилена, полиуретана и других похожих каучуковых материалов. Ранее часто использовались материалы, применяемые в строительстве, но они плохо приспособлены для обеспечения достаточно уровня шумоизоляции в условиях дорожного движения и вибрации.
Шумопоглощающий крепеж
Применение специализированных дистанцеров для монтажа аудиооборудования в машине позволяет снизить колебания корпуса за счет поглощения вибраций от звуковых волн на высоких и низких частотах. Поскольку динамики часто монтируют на металлических пластинах, такие демпферы также защищают основу от вибраций.
Грамотная установка позволит минимализировать, а в ряде случаев и нивелировать колебание пластины, на которой установлен динамик, что также способствует более комфортной акустической среде в авто.
Соединительные и токопроводящие элементы
В автоакустике применяются провода небольшого (1-1,5 мм2) сечения с медным сердечником. Впрочем, люди, стремящиеся к повышению эффективности звуковых систем, используют повода с большим сечением (до 4 мм2) с жилами из сплава меди и серебра или только серебряные. Последние стоят намного дороже.
Более дешевым, вариантом будет приобрести провода, с токоведущими частями из безкислородной меди. Замена кабелей аудиосистемы автомобиля на специализированные дает заметный эффект. Звук, исходящий из динамиков становится более чистым, исчезают шумы и помехи.
Естественно, что заметить разницу можно только при условии достаточной изолированности салона от внешних звуков и шумов. Отдельно стоит упомянуть необходимость подбора соответствующего кабеля для соединения магнитолы с усилителем.
Ключевой особенностью таких специализированных кабелей является специальная оплетка, защищающая жилы от внешних воздействий (как механических вроде изгиба, сдавливания, термических - высоких температур, так и электромагнитных вроде негативного воздействия полей других электроприборов, имеющихся в автомобиле), каждая жила, в свою очередь, имеет собственную изоляцию.
Акустические экранированные кабеля могут включать до 20 жил и сечение каждой может достигать 6 мм2. Размер сечения межблочного кабеля важен и должен соответствовать силе тока, подаваемой на усилитель. Чаще всего при выборе сечения рекомендуется выбирать из следующего принципа: диаметр сечения кабеля не должен быть значительно меньше половины значения силы тока. Так, при потреблении усилителем тока силой в 40 А, необходимо сечение в 20 мм2.
Требования к разъемам и наконечникам штекеров
Традиционно порты, коннекторы и разъемы являются одной из наиболее слабых частей любой электронной системы. Ключевыми параметрами разъема для нужд обустройства аудиосистемы является его надежность и проводимость.
Последнее достигается за счет использования при изготовлении разъема высокопроводящих материалов с низким сопротивлением (золота или серебра). Надежность достигается за счет наличия винтовой резьбы на наконечнике штекера для достижения наиболее плотного контакта между проводником и портом.
ТМ Электроникс предлагает
Группа ТМ Электроникс предлагает широкий ассортимент продукции для обустройства и модернизации автомобильных акустических систем. К числу предлагаемой продукции относятся:
- динамики для автомобиля мощностью от 40 до 300 Вт, различных размеров и форм-факторов, по отдельности и в комплекте;
- корпуса для динамиков, позволяющие кастомизировать внешний вид салона, органично включив в него корпуса нужного размера, цвета, изготовленные из предпочтительного материала (MDF, пластик);
- крепежные элементы из тех же материалов (кольца и рамки);
- провода и кабеля с разъемами и адаптерами под любые нужды различной длины (от 0,15 до 10 м) и сечения, для тех, кто хочет самостоятельно ремонтировать и модернизировать акустическую систему автомобиля, предлагаются различные разъемы и штекеры отдельно от оборудования;
- звукоизолирующие материалы тканевые и полимерные, последние представлены, в том числе, самоклеящимися вариантами;
- материалы для виброизоляции, позволяющие убрать дискомфорт от вибраций в салоне при работе аудиосистемы.
Все это и многие другие товары от различных производителей, специализирующихся на поставках оборудования и расходников для аудиосистем и средств звуко- и шумоизоляции автомобиля. К ним относятся такие фирмы как «Phonocar», «Bluebird», «Silent Coat», «4CAR MEDIA» и многие другие.
Представлены уже готовые решения для различных марок автомобилей: от Alfa Romeo до Volkswagen.
ALPHA66120 Динамики автомобильные; 87мм; 40Вт; 100÷13000Гц; 2 динамика; 4Ом
CL-01816W Динамики автомобильные; вуфер; 165мм; 120Вт; 55÷8000Гц; 4Ом; 90дБ