Натрий-ионные аккумуляторы демонстрируют повышение охвата рынка

Аккумуляторы остаются наиболее практичным решением для кратковременного хранения энергии. Несмотря на то, что литий-ионные аккумуляторы добились значительного коммерческого успеха в широком спектре применений, начиная от портативной электроники и заканчивая электромобилями и интеллектуальными сетями, имеются опасения по поводу долговечности этой технологии, поскольку она основана на относительно редких материалах и/или тех, которые необходимо добывать в тех регионах мира, где это может быть сопряжено с политическими и экологическими рисками. В данной статье мы сосредоточимся на натриево-ионных аккумуляторах, разработанных компанией Natron Energy, базирующейся в Калифорнии, США.

Натрий-ионные аккумуляторы демонстрируют повышение охвата рынка

История разработки натрий-ионных аккумуляторов

Хотя натрий-ионные аккумуляторы были впервые изучены и продемонстрированы наряду с литий-ионными примерно в одно и то же время (конец 1970-х годов), некоторые ключевые технические преимущества способствовали успешной коммерциализации литий-ионных элементов. Одной из причин была сравнительно более низкая плотность энергии натрий-ионных элементов. Интеркаляция – это обратимый процесс, при котором ионы вводятся в материал электрода и извлекаются из него. Больший радиус ионов Na (1,02 А) по сравнению с ионами Li (0,76 А) приводит к уменьшению количества мест внедрения и каналов диффузии в обычных материалах, используемых в литий-ионных элементах, таких как графит.

За последнее десятилетие были проведены обширные исследования, направленные на разработку и понимание процесса интеркаляции ионов натрия и поиск более совершенных материалов-носителей. Катод определяет емкость конкретного элемента, и для ионных элементов были разработаны три основные категории катодных материалов:

  • Слоистые оксиды металлов. В данном случае можно использовать переходные металлы, такие как Ni, Fe, Mn, Cu и Co. Они обеспечивают максимальную производительность и являются популярными литий-ионными элементами типа Ni-Mn-Co (NMC). Как и литий-ионные аккумуляторы, натрий-ионные батареи, использующие такие катоды, также более подвержены риску теплового разгона.
  • Полианионные элементы аналогичны элементам на основе оливина Li-Fe-P (LFP), которые также популярны в качестве недорогой альтернативы литий-ионным элементам NMC. Такие материалы, как ванадий (V), обеспечивают большую стабильность, но также являются более токсичными и дорогими.
  • Аналоги берлинской лазури (PBA) – это большое семейство гексацианоферратов переходных металлов с открытой каркасной структурой, большим количеством окислительно-восстановительных центров и структурной стабильностью. PBA на протяжении веков использовался в промышленности для производства пигментов и красителей. Их использование в натрий-ионных батареях создает возможность для безопасного и более дешевого производства модулей.

Натрий-ионный аккумулятор Natron Energy

Компания Natron Energy, основанная Колином Весселсом в 2012 году, когда он был аспирантом Стэнфордского университета, производит натрий-ионные аккумуляторы на основе PBA. Уникальная запатентованная технология Natron использует PBA как для анодных, так и для катодных материалов. Их катодный материал PBA содержит смесь железа и марганца, в то время как анодный PBA основан на чистом марганце и работает при низком потенциале. Разность потенциалов между двумя электродами и есть напряжение элемента.

Например, напряжение в полностью заряженном элементе может составлять 1,8 В. Материалы анода и катода нанесены на алюминиевую фольгу. В основе элемента лежит пастообразный неводный электролит, который позволяет ионам перемещаться между электродами взад и вперед. В качестве сепаратора можно использовать пластиковую пленку с диоксидом кремния. Для производства электродного материала PBA компания Natron использует специализированную химическую компанию Arxada, базирующуюся в Швейцарии.

Некоторые ключевые преимущества натрий-ионных аккумуляторов Natron по сравнению с литий-ионными включают:

  • Кубическая структура PBA обеспечивает большой радиус канала, равный 1,6 А, что позволяет быстро внедрять ионы Na. Графит с шестиугольным расположением, обычно используемый в литий-ионных элементах, не обеспечивает достаточного пространства для перемещения ионов Li. Поэтому графит должен расширяться и сжиматься по мере того, как ионы Li проникают в его кристаллическую решетку и выходят из нее. Это механическое расширение и сжатие создают напряжение, а также сопротивление быстрой зарядке. Это ограничивает срок службы элемента.
  • Аккумулятор Natron может быть полностью заряжен от 0 до >99% в течение 15 минут. Для сравнения, обычному литий-ионному аккумулятору потребуется от 2 до 4 часов. Кроме того, натрий-ионному аккумулятору от Natron не требуется время ожидания при нагревании.
  • Срок службы может превышать 10 тыс. циклов зарядки при использовании энергии более чем на 90%, по сравнению с обычным сроком службы в пару тысяч циклов для литий-ионных элементов.
  • Соотношение мощности и энергопотребления (Вт/Вт*ч) является показателем того, насколько быстро аккумулятор может разрядиться по сравнению с его общей энергетической емкостью. Это важный показатель при использовании в системах резервного питания. Мощность аккумулятора Natron Energy составляет 40 Вт/Вт*ч, по сравнению с соотношением 10/1, достигаемым при использовании обычных литий-ионных аккумуляторов. Например, 70% номинальной энергии может быть получено за 2 минуты при разрядке аккумулятора Natron BlueTray™ 4000 мощностью 4 кВт и температурой 25°C, предназначенного для резервных источников бесперебойного электропитания в центрах обработки данных и других стационарных установках.
  • Для резервного питания, хотя объемная плотность мощности (Вт*ч/л) ниже, чем у литий-ионных аккумуляторов, Natron по этому показателю намного превосходит ультраконденсаторы постоянного тока. 2 мин. удельная мощность аккумулятора Natron может достигать 700 Вт*ч/л по сравнению с менее чем 150 Вт*ч/л у ультраконденсатора ELDC. Объемная плотность энергии (Вт/л) также значительно выше для Natron по сравнению с ультраконденсатором ELDC (~ 20-50 Вт*ч/л против 5-8 Вт*ч/л в течение 1 часа).
  • Безопасность является главным преимуществом аккумуляторов Natron. Литий-ионные батареи имеют повышенный риск перегрева. Это может быть вызвано нагревом летучих растворителей электролита в результате короткого замыкания, что приводит к возгоранию катода. Кроме того, рост дендритов металлического лития во время зарядки создает опасность возгорания. Эти риски значительно снижаются благодаря химическому составу ионов Na и PBA, которые по своей природе негорючи. Испытания элементов питания Natron Energy по стандарту UL 9540A, проведенные на аккумуляторах Natron Energy, показали, что они безопасны при испытаниях на пробиваемость и не вызывают короткого замыкания, нагрева или перезаряда, которые могли бы привести к перегреву или другим рискам, связанным с надежностью. Аккумулятор можно транспортировать полностью разряженным, что ведет к удешевлению и повышению безопасности транспортировки по сравнению с литий-ионными аккумуляторами.
  • Отсутствие Ni, Co и других дорогостоящих материалов приводит к удешевлению натрий-ионного аккумулятора на основе PBA. Это может привести к снижению стоимости для потребителя по мере расширения производства.
  • Диапазон температур натрий-ионного аккумулятора на основе PBA шире. Например, диапазон рабочих температур аккумулятора BluePack™ от Natron Energy составляет от -20°C до +45°C, по сравнению с типичным диапазоном температур литий-ионной батареи от 0°C до 40°C. В частности, высокая полезная мощность при низких температурах дает натрий-ионным аккумуляторам конкурентное преимущество в условиях низких температур.

В таблице 1 мы сравнили продукты Natron Energy с альтернативными технологиями.

Химия

Время полной зарядки

Воспламеняемость

Количество глубоких циклов зарядки

Диапазон рабочих температур

Соотношение мощности и энергопотребления Вт/Вт*ч

Натрий-ионный аккумулятор Natron

5-15 мин., не требуется термического ожидания или отстаивания

Невоспламеняющийся по UL9540A с опубликованными неотредактированными результатами

50 000

от -20°C до +50°C

40/1

Литий-ионный

2-4 ч

Чрезвычайно легко воспламеняющийся

2 000

от 0°C до +40°C

10/1

Свинцово-кислотный аккумулятор

8-12 ч

В некоторой степени легковоспламеняющийся, но возможна утечка опасного электролита

<1 000

от +22°C до +30°C

7/1

Никель-цинковый аккумулятор

5 ч

Невоспламеняющийся

500

от +20°C до +35°C

11/1

Табл. 1: Сравнение ключевых характеристик производительности для различных аккумуляторов химического состава

Области применения натрий-ионных элементов питания

Главным направлением деятельности Natron и других поставщиков натрий-ионных аккумуляторов является рынок стационарных аккумуляторных батарей. В частности, это резервное питание для центров обработки данных, а также станции быстрой зарядки электромобилей. Гравиметрическая плотность энергии элементов на основе ионов натрия ниже, чем у некоторых элементов на основе ионов лития.

Например, британская компания Faradion, разработавшая многослойные натрий-ионные элементы на основе оксида азота, достигла производительности своих аккумуляторов около 160 Вт*ч/кг. Для сравнения, коммерческие литий-ионные аккумуляторы на основе NMC, как сообщается, обеспечивают мощность > 250 Вт*ч/кг. Следовательно, использование литий-ионных аккумуляторов в электромобилях является более сложной задачей.

Преимущества в стоимости и безопасности, обеспечиваемые натрий-ионными батареями, могут преодолеть некоторые недостатки в производительности. Например, компания CATL, крупнейший в мире производитель электромобилей и систем накопления энергии, недавно анонсировала натриево-ионный аккумулятор Naxtra с плотностью энергии 175 Вт*ч/кг, предназначенный для электромобилей и гибридных транспортных средств.

Сообщается, что в качестве катодного материала используется прусская белизна (производное PBA). Электрические велосипеды и промышленные устройства, такие как вилочные погрузчики, могут быть областями, где более низкая стоимость натрий-ионных элементов может обеспечить общие преимущества системы и сделать ее популярной. Более крупные электромобили, такие как автобусы, также могут быть более экономичными при установке более крупных / тяжелых натрий-ионных аккумуляторов.

Компания Chevron инвестировала в Natron средства для потенциального использования их аккумуляторов в станциях быстрой зарядки электромобилей, где пиковая мощность может быть добавлена к электросети за счет аккумуляторов. United Airlines является еще одним инвестором в Natron с целью электрификации наземных операций.

Расширение для дальнейшего роста

Относительное сходство в производстве натрий-ионных элементов на основе PBA с литий-ионными батареями позволяет перепрофилировать литий-ионные заводы на натрий-ионные. Компания Natron Energy объявила о сотрудничестве с Clarios International Inc. в области массового производства своих натрий-ионных аккумуляторов на заводе Clarios, расположенном в Мичигане, США. По прогнозам, это предприятие средней мощности будет производить натрий-ионные аккумуляторы мощностью 600 МВт в год и может послужить основой для будущего завода гигантских масштабов.

Другие новости

Электрические двигатели становятся все более распространенными по мере автоматизации все большего числа отраслей промышленности. Одни...
Компания Quaise представляет себе многообещающее будущее, в котором глубинная геотермальная энергия станет глобально доступным,...
Регистрация