Очень многих любителей музыки и не только, не устраивает звучание стандартных динамиков авто. Именно по этой причине они задумываются установить акустику в автомобиль, но не всегда знают какую акустику выбрать.
Комфортное звучание важно не только для тех, кто слушает музыку, но также важно для прослушивания новостей по радио, аудиокниг или просмотра фильма по портативному DVD-плейеру. Хорошее качество и чистота звучания важно для восприятия всего, что мы слышим и определяет, понравится ли нам это или будет раздражать.
Решить эту проблему поможет правильная акустика в автомобиле. Поэтому давайте разберемся в том, как подобрать акустику в автомобиль. Основным устройством, определяющим качество звучания, являются динамики.
В новых автомобилях часто устанавливают хорошие аудиосистемы еще на заводе или даже покупатель сам выбирает производителя, технические параметры и дополнительное оборудование. Но такое доступно не во всех авто, тем более подержанных. Вот именно на таких владельцев рассчитана система car audio.
Заменить заводскую аудиосистему и получить хотя бы приемлемое, не говоря уже о великолепном, звучание — не самая простая задача даже для профессионала. Подбор акустики по автомобилю должен учесть массу параметров и даже если купить акустику для автомобиля в дорогом автомагазине или найти самые современные модели акустических систем, это не гарантирует результат.
По этой причине целесообразно ознакомиться с основными особенностями таких систем и изучить предложения основных производителей данной продукции. Но при этом, как отмечают специалисты по установке, важно обеспечить хорошую шумо- и виброизоляцию.
Характеристики автомобильной акустики
Для того, чтобы сделать правильный выбор автомобильной акустики необходимо предварительно познакомиться с некоторыми базовыми понятиями. У разработчиков таких систем давно наметилось два направления:
- SQ (Sound Quality) — главное тут высокое качество звука
- SPL (Sound Pressure Level) — основная цель громкое и мощное звучание аппаратуры.
В каждом из них есть несколько типов акустики со своими особенностями и техническими характеристиками. Если вам не хочется во всем этом разбираться, то предлагаем обратиться к нашему менеджеру ТМ Электроникс и он поможет вам с выбором.
Сами динамики автомобильные выпускаются в огромном разнообразии материалов исполнения, форм и других деталей. Самым первым признаком для классификации является частота звука, излучаемого динамиком:
- Сабвуферы: самые низкие частоты в диапазоне 20 - 150 Гц;
- Вуферы: низкочастотные динамики (НЧ) для передачи низких частот в диапазоне 75 - 3500 Гц;
- Мидбасы: средне-низкочастотный динамик (СЧ/НЧ), диапазон 80-400 Гц;
- Мидрейндж: среднечастотные динамики (СЧ), диапазон 300-6000 Гц;
- Твитеры: высокочастотные динамики (ВЧ), диапазон 1300-20000 Гц, но могут и превышать предел слышимости для человека до 30 000 Гц.
По количеству полос в системе автомобильные динамики делятся конструкции с одной и до пяти полос. Если у вас нет особых требований или полностью отсутствует музыкальный слух, то однополосная система, когда все частоты воспроизводятся одним динамиком, вас вполне устроит и не повлечет значительных затрат.
Двухполосные системы имеют два разных динамика: один — низкие и средние, а второй — высокие частоты.
Трехполосная система включает три вида динамика в авто отдельно для каждого диапазона частоты: низких, средних и высоких.
Четырехполосная система дополнительно имеет небольшой ВЧ твитер (иначе супертвитер иногда еще называемый драйвером), для ультравысокой частоты.
Встречаются и пятиполосные системы, но они очень дорогие и рассчитаны на особых ценителей.
Форма динамиков также может быть очень разнообразной и очень часто обуславливается частотой:
- коническая форма: универсальная форма с высокой направленностью звука, чаще всего встречается в автомобилях;
- плоская форма: для низких частот в 3-компонентных системах, часто ставят под передние сиденья;
- купольная форма: самые маленькие с выпуклой мембраной, используются для SQ высоких частот, ставятся в приборную панель или на стойки;
- форма рупора: для SPL высоких частот, для установки нужны подиумы, но иногда ставят в двери.
Технические характеристики автомобильных динамиков
При покупке динамиков в машину прежде всего нужно ознакомиться с их техническими характеристиками и устройством. Самый главный компонент — это мембрана или диффузор динамика, от него будет зависеть звук, так как он является подвижной излучающей поверхностью.
Мембрана имеет следующие характеристики жесткость (Cms), диаметр (D) и максимальный прогиб мембраны (Xmx). Может изготавливаться из следующих материалов:
- целлюлоза (бумага) со специальной пропиткой: высокое качество звука с максимальной достоверностью, но чувствителен к влаге и имеет невысокую прочность;
- полипропилен: похож по характеристикам на целлюлозу, при этом более прочен и не подвержен влаге;
- стеклоткань: самый дешевый вариант с приемлемыми характеристиками, устойчив к влаге и ерепадам температур;
- кевларовое волокно: максимально прочный, обеспечивает точное воспроизведение, но дорогой материал, поэтому используется в соответствующих моделях;
- углеродное волокно: высокая прочность и малый вес, высокоточное натуральное воспроизведение звука, но также как кевлар достаточно дорогой;
- алюминиевые: максимальная жесткость, что поддерживает точное воспроизведение звука, но собственное звучание металла приходится обходить дополнительными конструкциями, поэтому достойное качество могут обеспечить лишь товары проверенных брендов;
- композитные диффузоры: состоят из сочетания материалов, с учетом наилучшей передачи каждым из них отдельных частот.
Как показывает практика лучшая акустика снабжена кевларовой или алюминиевой мембраной. Немного хуже целлюлоза и стеклоткань. Дополнительно динамики можно оценивать по следующим параметрам:
- полоса воспроизводимого звука (резонансная частота) — это диапазон частот от низких до высоких;
- номинальная мощность (RMS) — мощность при которой динамики звучат чисто и без искажений, для обычного комфортного звучания музыки достаточно 50-80 Вт динамиков;
- максимальная мощность (PMPO) — кратковременная (1-2 секунды) мощность на сигнале низкой частоты, которую динамик может выдержать без физического повреждения;
- входная чувствительность (sensivity) — важная характеристика, стандартное значение в пределах 92, если значение меньше, то будет необходим усилитель динамиков авто;
- резонансная частота (Fs) — способность колонок воспроизводить басы: чем ниже значение, тем более глубокие низкие частоты будут доступны;
- общая добротность (Qts) — целесообразно брать систему не менее 0,6, иначе получите слабое звучание.
Варианты монтажа акустических систем
Есть два варианта установки акустики. Первый — на место старых колонок в подготовленных ячейках производителем. Второй гораздо сложнее и многообразнее: изменение имеющихся отверстий, оборудование новых, возможно даже установка специальных стоек и подиумов, выполняемая в специализированных мастерских, так как требует от исполнителя профессиональные знания и специальное оборудование.
Кроме того, для получения высокого качества звука необходимо правильно провести хорошую звуко- и виброизоляцию транспортного средства, в противном случае вложения себя не оправдают, владелец не получит желаемый и возможный эффект.
Также нужны специальные аксессуары, например, панели из МДФ, рамки для динамиков и возможно понадобятся специальные решетки для динамиков. Места для расположения динамика в авто и количество этаких точек зависит от выбранной аудиосистемы и особенностей транспортного средства.
Типы акустических систем делятся на следующие:
- широкополосная акустика — имеет только один излучатель с максимальным диапазоном. Самые дешевые парные колонки с посредственным звучанием;
- коаксиальная акустика — все элементы системы размещаются в пределах одного динамика и способен воспроизвести все частоты, кроме нижних (для которых нужен сабвуфер). Обычно имеет от 2 до 5 полос. В связи с особенностями можно устанавливать в заднюю часть автомобиля, как фон для компонентной акустики, хотя и не рекомендуется для чистоты звука. Часто в целях экономии ставится как основная, так как значительно дешевле компонентной;
- компонентная акустика — все элементы исполнены как отдельные динамики, что предполагает раздельную установку с учетом особенностей человеческого восприятия звуков. Бывает двухкомпонентной: две мидбасовых колонки в дверях, две высокочастотных — впереди и два кроссовера для разделения частотного диапазона. В трехкомпонентной системе добавлены две среднечастотные колонки. Обычно устанавливается в передней части автомобиля;
- браксиальная акустика — консенсус между двумя вышеперечисленными системами при котором высокочастотный динамик совмещен с мидбасом.
Для всех вышеупомянутых систем также нужен отдельный сабвуфер для нижних частот.